Система зажигания. На примере классической системы автомобиля "Жигули"
В бензиновых двигателях топливная смесь в цилиндрах сама не загорится, ее нужно поджигать.
Из разных вариантов зажигания, которые были придуманы в позапрошлом веке остался один -зажигание высоковольтной искрой.
Искра возникает между электродами свечи.
Искра должна возникать в точно определенный момент и быть достаточно горячей, чтобы надежно поджечь смесь. Достаточная мощность искры получается в зазоре 0,5- 0,6 мм., для того чтобы пробить такой зазор нужно напряжение 12-16 тысяч Вольт.
Итак, в цилиндр вставлена свеча, в которой есть искровой зазор, к ней в строго определенный момент подается высокое напряжение и в зазоре проскакивает искра.
Для создания высокого напряжения нужен трансформатор, в автомобильном зажигании его называют катушка зажигания.
Катушка, как любой трансформатор, выдает напряжение во вторичной обмотке при изменении тока в первичной обмотке. Наилучшим способом изменения тока катушки является его размыкание. Разомкнули цепь, ток исчез, в этот момент и возник импульс высокого напряжения. Получается, что цепь катушки должна все время замыкаться и размыкаться. Замыкание и размыкание тока катушки делают специальные контакты, которые называются прерыватель. Прерыватель замыкается и размыкается от действия кулачка.
Катушка состоит из двух обмоток, первичной и вторичной. В первичной обмотке размыкается ток, во вторичной возникает высокое напряжение.
При включении зажигания ток протекает в первичной обмотке катушки от клеммы Б клемме К, далее он идет через прерыватель. При вращении двигателя контакты размыкаются и ток резко прекращается, в этот момент возникает импульс высокого напряжения который подводится к свече и проскакивает искра. Контакты размыкаются кулачком, который установлен на валу прерывателя распределителя. Для четырехцилиндрового двигателя кулачок имеет 4 выступа и за два оборота двигателя размыкает контакты 4 раза, получается, что во всех цилиндрах по порядку возникает искра.
Искра получится достаточно сильной если к прерывателю подключен конденсатор, это очень важный и обязательный элемент классической системы зажигания. Его типичное значение 0,22 мкф.
Катушка одна, а свечей 4, значит надо раздать высокое напряжение от одной катушки на 4 свечи, для этого сделан распределитель. Бегунок, который вращается под его крышкой, раздает высокое напряжение свечам. Прерыватель и распределитель вращаются на одном валу, который приводится от распределительного вала двигателя. Провода высокого напряжения расставляются в соответствии с порядком работы двигателя: 1-3-4-2.
Схема классической системы зажигания
Устройство, которое объединяет прерыватель и распределитель так и называется прерыватель – распределитель (трамблер).
Слово "трамблер" пришло из старых американских руководств, которые приходили вместе с военными автомобилями.
Очень важная функция прерывателя распределителя- уточнять момент подачи искры в зависимости от числа оборотов двигателя и нагрузки, поэтому в конструкции прерывателя распределителя предусмотрены автоматические устройства регулировки угла опережения зажигания. Их называют центробежный и вакуумный автомат опережения зажигания.
Вопросы по зажиганию
Зачем размыкать ток первичной обмотки
Зачем нужен конденсатор (поставить два конденсатора?)
Угол замкнутого состояния контактов
Момент подачи искры. Опережение зажигания
Центробежный автомат опережения зажигания
Вакуумный автомат опережения зажигания
Как установить зажигание
Как отрегулировать зажигание
Как расставить провода
Почему слабая искра
Как избавиться от контактов прерывателя
Электронное зажигание
Как избавиться от распределителя зажигания
Четырехкатушечная система зажигания
Микропроцессорная система зажигания.
Подавление помех
Высоковольтные провода
Тепловая характеристика свечей
|