Транзистор
Транзисторное зажигание, Электронное зажигание
Транзистор в системе зажигания позволяет увеличить ток первичной цепи и уменьшить ток через контакты.
Транзистор в системе зажигания используется для прерывания тока в первичной цепи, заменяет ненадежные контакты и делает систему зажигания более мощной и надежной.
Транзистор это полупроводниковый прибор с тремя выводами. Замечательное свойство транзистора состоит в том, что он может менять свое сопротивление от очень большого до очень маленького. Для того чтобы менять сопротивление транзистора нужно подавать на его управляющий электрод некий сигнал
Например, для транзистора n p n на базу надо подать небольшой + и транзистор откроется, снять этот плюс и транзистор закроется. Получается, что транзистор работает так же, как контакты, он включает и выключает ток.
Транзистор может работать, плавно изменяя свое сопротивление и может менять его скачком от открытого до закрытого состояния.
В автомобильной системе зажигания и в регуляторах напряжения генераторов, транзисторы работают в ключевом режиме – открыто – закрыто.
Чем транзистор лучше, чем контакты? Транзистор-это сплошной кусочек материала, в котором нет подвижных механических частей, он не требует периодической настройки и не изнашивается. Очень важно то, что он может работать с высокой частотой, которая для механических контактов совершенно недоступна.
На примере системы зажигания легко сравнить свойства контактов и свойства транзистора.
В классической системе зажигания контакты - это прерыватель тока первичной цепи катушки зажигания. Прерывать ток нужно для того, чтобы получить резкое изменение тока, при котором во вторичной обмотке наводится высокое напряжение.
Контакты, как любые механические системы, не могут работать быстро, а нужно чтобы была уверенная и надежная работа на частоте более 200 Гц. Контакты нужно точно настраивать, чтобы получить наибольшее значение высокого напряжения.
Контакты изнашиваются и требуют периодической замены. В первичной цепи системы зажигания довольно большой ток (3 Ампера), при размыкании такого тока, между контактами возникает сильная искра, которая достаточно быстро сжигает контакты.
Получается, что контакты ненадежны, недолговечны, требуют настройки и периодической замены. В современных высокооборотных двигателях требуется значительно повысить вторичное напряжение, а это требует увеличения тока первичной цепи. Контакты не могут долговечно работать при токе более 3-х ампер. Эту проблему позволяет решить только транзистор.
Поставим транзистор вместо контактов, для работы в качестве прерывателя, но оставим и контакты, только поручим им не прерывание тока первичной цепи как прежде, а только управление транзистором. Контакты в этом случае сохраняют важнейшее свойство – синхронизировать работу системы зажигания и двигателя, то есть, они размыкаются точно в момент, когда должна быть искра. Через контакты будет идти только управляющий ток транзистора, который можно сделать в 10 раз меньше, чем ток, первичной цепи, который размыкает транзистор.
Самое главное, что даст такая схема, это то, что через контакты будет протекать маленький ток управления транзистором, а это значит, что между контактами практически не будет искры, а значит контакты становятся значительно долговечнее, они сохраняют работоспособность системы зажигания, даже если зазор уже не соответствует нормальному значению.
Двигатель работает надежнее и экономичнее, а регулировать и заменять контакты нужно значительно реже.
Применение транзистора в позволяет вообще отказаться от контактов, и система зажигания становится бесконтактной
|