Почему карбюраторные восьмерки часто троят?
Двигатели ЗиЛ 130 и ЗМЗ 53 уже сняты с производства, но их еще довольно много в эксплуатации. Хорошо, ровно работающий двигатель, можно встретить не часто. Двигатели троят и наладить их работу сейчас мало кто умеет. Ситуация однако значительно лучше и проще чем тогда, в середине 60- годов, когда эти двигатели начали свою великую историю. Со второй половины 60-х годов первыми в мире на грузовые восьмерки стали устанавливать транзисторное зажигание, и двигатели стали работать так как должны были работать.
В чем дело, почему классическое контактное зажигание на этих двигателях так плохо работало? Этот вопрос на сегодняшний день имеет уже чисто теоретическое значение, но разобраться интересно, потому, что это помогает понять проблемы зажигания, которые остаются и на самых современных ДВС.
Чем больше цилиндров, тем труднее создать высокое напряжение, тем труднее раскрутить двигатель до высоких оборотов, так как искра становиться слабой и не стабильной.
В четырехтактном двигателе один рабочий ход за два оборота, значит, на каждый цилиндр нужна одна искра за два оборота двигателя.
В одноцилиндровом двигателе одна искра за два оборота двигателя.
В четырехцилиндровом двигателе четыре искры за два оборота двигателя.
В восьмицилиндровом двигателе восемь искр за два оборота двигателя.
Чем больше цилиндров, тем чаще система зажигания должна подавать искру и значит при одних и тех же оборотах на накопление энергии искры отводится меньше времени.
Дело в том, что искра должна проскочить во всех цилиндрах за один оборот распределительного вала (то есть, за два оборота двигателя). Это значит, что кулачок за один оборот должен 8 раз замкнуть и разомкнуть контакты. На каждое замыкание и размыкание остается всего 45 градусов поворота.
Контакты в каждой фазе замкнуты не более 27 градусов поворота. То есть в два раза меньше мем в четырехцилиндровом двигателе. Зазор в контактах пришлось уменьшить до 0,25мм, что,конечно, усугубило трудности настройки.
Параметры катушки такие же, (как у 4-х цилиндрового дв.) условия нарастания тока такие же, получается, что ток успеет вырасти заметно меньше, чем в четырехцилиндровом двигателе.
Меньшее значение тока разрыва, значит меньшее значение вторичного напряжения.
В восьмицилиндровом двигателе высокое напряжение значительно меньше и значит искра получается менее стабильной особенно на высоких оборотах.
Единственным решением сделать стабильной систему зажигания восьмицилиндрового двигателя это применить транзисторную систему зажигания. Поэтому со второй половины 60-х годов на восьмицилиндровых двигателях ставилась надежная транзисторная система зажигания.
Вместо контактов, прерывателем тока стал транзистор, он не требовал настройки и позволил поднять ток первичной обмотки. Для этого сделали катушку с меньшим сопротивлением первичной обмотки. Таким образом, даже при меньшем угле замкнутого состояния, вторичное напряжение стало таким же большим как и в четырехцилиндровых двигателях. Двигатели стали работать гораздо более равномерно и устойчиво.
|