Как вольтметром проверить работу аккумулятора и приборов?
Вольтметр самый удобный прибор для проверки работы источников и приемников в электрических цепях.
Вольтметр при измерении не нарушает работу источников и самой цепи.
Амперметр измеряет ток в цепи, чтобы его подключить, приходится разрывать цепь.
Омметр измеряет сопротивление, но по величине сопротивления не всегда понятно исправен прибор или нет.
На практике пользуются всеми измерительными приборами. Универсальный тестер имеет и амперметр, и вольтметр, и омметр.
Об электрической цепи, источниках и приемниках см. здесь
Что нам расскажет вольтметр.
Вольтметр покажет, нормально работает аккумулятор или нет, нормально работают потребители или нет.
Измерением напряжения на аккумуляторе нельзя определить его состояние. Для проверки аккумулятора нужно использовать вольтметр с мощным параллельным сопротивлением, это называется нагрузочная вилка.
Источники электроэнергии – это батарейки, аккумуляторы, генераторы. Для всех видов источников рассуждения будут справедливы.
Рассмотрим электрическую цепь с аккумулятором.
Что нас интересует?
Нас интересует полезный результат. Какую энергию можно получить от аккумулятора, то есть, сколько приемников к нему можно подключить и как они будут работать?
Можно конечно мерить ток, который будет отдавать аккумулятор, и ток который будут потреблять потребители, но проще померить и понять какое напряжение будет поддерживаться на приемниках.
Если не очень понятно, что такое ЭДС и что такое напряжение, можно почитать здесь или здесь
Для нормальной работы приемника к нему должно быть приложено расчетное напряжение. Например, все автомобильные потребители рассчитаны на работу под напряжением 12 Вольт и если работает генератор, то напряжение 14 Вольт.
Если напряжение окажется значительно ниже, то приемник станет работать хуже, например, лампочки будут светиться тускло, а электромоторы крутиться медленно.
Таким образом, вольтметр покажет, нормально работает аккумулятор или нет, нормально работают потребители или нет.
- Если к аккумулятору ничего не подключено, то вольтметр покажет ЭДС аккумулятора. ЭДС – это максимально напряжение, на которое способен источник.
- При подключении нагрузки, появляется ток, который отдает аккумулятор, вольтметр покажет напряжение ниже, чем ЭДС.
- Нормальное значение напряжения на приемниках 12 Вольт, если при подключении приемников, напряжение остается близким к 12 Вольтам, то приемники работают нормально и аккумулятор работает нормально.
- При подключении слишком большого количества приемников, каждый приемник потребляет свою часть тока, и аккумулятор вынужден отдавать большой ток, при таком большом токе становиться заметно снижение напряжения, потому, что аккумулятор уже не может поддерживать 12 Вольт.
Надо учитывать, что если, кроме штатного электрооборудования, подключается мощная музыка, дополнительные фары, лебедка и т. п., то мощности аккумулятора не хватит напряжение понижается, и все электрооборудование начинает работать хуже.
Важные выводы
Если все выключено, вольтметр покажет ЭДС источника.
Чем больше к источнику подключено приборов, тем ниже напряжение будет на приборах. То есть, источник не способен поддерживать заданное напряжение, если нагрузка становится больше расчетной.
Расчетная нагрузка для источника – это такая нагрузка, при которой напряжение остается на уровне близком к ЭДС самого источника.
При включении каждого следующего потребителя, стрелка вольтметра уменьшает показания (скачет вниз).
Если при включении мощного потребителя стрелка вольтметра не сдвинулась, можно предположить, что потребитель не включился.
Например, нажимаем на тормоз, а стрелка вольтметра не сдвинулась, значит «стопы» не горят.
|